1 января 1711 года российская империя вероломно напала на мирную Черкессию и шаг за шагом начала её оккупацию, сжигая аулы и уничтожая мирное черкесское население. Народ Черкессии в течении 152 лет героически сопротивлялся оккупации и порабощению, но, не выдержав натиска многомиллионной империи, 21 мая 1864 года Черкессия героически пала и в этот день русские оккупанты начали массовое поголовное уничтожение всего черкесского этноса. Из 4 миллионов черкессов осталось в живых всего 52 тысячи. Остальные 3, 948 миллионов черкессов зверски были уничтоженны оккупантами. 21 мая 1864 года стало одним из самых трагических дней в многотысячной истории Черкесского народа и днём самого жесточайшего преступления против человечества, в результате которого были зверски уничтожены 95% всего черкесского этноса. 21 мая 1864 года стало днём геноцида черкесского народа - одного из самых кровавых и жестоких геноцидов.... Помните и никогда не забывайте миллионы без вины убитых невинных черкесских младенцев, беспомощных стариков и черкесских женщин. Не полинитесь всего один день в году ( в котором 365 дней) нести по ним траур. Мы черкессы помним 21 мая 1864 года и никогда его не забудем!
Thema: The Circassian Genocide Mi März 04, 2009 4:07 pm
The Eurasian Politician - Issue 2 (October 2000)
Summary: The genocide committed against the Circassian nation by Czarist Russia in the 1800s was the biggest genocide of the nineteenth century. Yet it has been almost entirely forgotten by later history, while everyone knows the later Jewish Holocaust and many have heard about the Armenian genocide. "Rather than of separate, selectively researched genocides, we should speak of a general genocidal tendency that affected many – both Muslim and Christian – people on a wide scene between 1856 and 1956, continuing in post-Soviet Russia until today", writes Antero Leitzinger. This article was originally published in "Turkistan News".
The Circassian Genocide
By Antero Leitzinger
A professor of the university of Munich (München), Karl Friedrich Neumann (not to be confused with the later Naumann), wrote in 1839 a book titled "Russland und die Tscherkessen" (published in the collection "Reisen und Länderbeschreibungen", vol. 19, in 1840). He describes, how Russia settled Christians to the parts of Armenia gained from Persia in 1828 - actually, Neumann had written about the issue already in 1834. (p. 68-69) Neumann considered this a very sound policy and predicted, that all Caucasus would become under firm Russian rule within the next decades. (p. 125) European powers would not intervene, because it was the destiny of all Europe to rule over the lands of Turks, Persians, and Hindus. (p. 129-130)
Neumann was no racist, but he certainly advocated colonialism and was a Russophile in relation to the southern lands. He had a Darwinist approach many years before Charles Darwin or Herbert Spencer presented their ideas. This appears to have been more typical to 19th century German thought than any anti-Armenian sentiments. Neumann makes it clear in his very first words of the preface: "The European humanity is selected by divinity as ruler of the earth."
Although Neumann respected the bravery of Circassians, he anticipated their destruction by Russia, because in a modern world, there would be no place for chivalrous "uncivilized" people. Neumann estimated the total number of Circassians, including the Kabardians and Abkhaz, at 1.5 million persons, or 300.000 families. (p. 67) Both the Russian figure of 300.000 persons, and the Circassian figure of four millions, were exaggerated.
Neumann divided the Circassians into ten tribes: Notketch, Schapsuch, Abatsech, Pseduch, Ubich, Hatiokech, Kemkuich, Abasech, Lenelnich, Kubertech (in German transliteration). They formed a loose confederation very much like old Switzerland, with democratic majority votes deciding the affairs of villages. Their princes had no privileges, and were regarded only as military commanders. Women were more free than anywhere in the Orient. There was no written law, and death penalties were unknown. Many Circassians were Muslims, but there were also Christians and pagans, all completely tolerated.
Russian prisoners-of-war were used as slaves, but if they were of Polish origin, they were regarded as guests. Therefore, Poles recruited in the Russian army, deserted en masse at every opportunity, and even Russians often declared themselves to be Poles. (p. 123) Slavery as such included no shame. Circassians used to sell their own family members as slaves to Turkey and Persia, and many went to slavery voluntarily, returning later on back home as rich and free men. (p. 124) This system could be compared to the Gastarbeiter emigration from Turkey since the 1960s. We should also remember, that in those times, slavery or serfdom existed in Romania and Russia as well.
The Circassians had been fighting against Russia already for forty years when appealing to the courts of Europe in a "Declaration of Independence": "But now we hear to our deepest humiliation, that our land counts as a part of the Russian empire on all maps published in Europe... that Russia, finally, declares in the West, that Circassians are their slaves, horrible bandits..." (p. 140-141)
The fight continued for two more full decades, until a national Circassian government was set up in Sochi. In 1862, Russia began the final invasion, annihilation and expulsion, as predicted by Neumann well in advance.
According to Kemal H. Karpat, "Ottoman population 1830-1914" (Madison 1985), "Beginning in 1862, and continuing through the first decade of the twentieth century, more than 3 million people of Caucasian stock, often referred collectively as Cerkes (Circassians), were forced by the Russians to leave their ancestral lands..." (p. 27)
Salaheddin Bey mentioned, in 1867, a total of 1.008.000 refugees from the Caucasus and Crimea, of whom 595.000 were initially settled in the Balkans. (p. 27) Half a million followed by 1879, and another half a million until 1914. (p. 69) Most of them were Circassians, although there were Crimean Tatars, Chechens, and other Muslim people among them. Hundreds of thousands Circassians perished on their way.
Neumann’s estimate of 1.5 million Circassians corresponds to 1/30 ethnic Russians, or 1/3 Czechs, or 3/4 Slovaks. (p. 66) According to Neumann, there were over two million Armenians in the world. (p. 69) Now, according to the Soviet census of 1989, the number of Russians has increased to 145 millions, whereof 1/30 would be almost five millions. There are 10 million Czechs and 5 million Slovaks, which would lead us to assume that there should be over 3 million Circassians. Armenia alone has a population of over 3 million Armenians, despite of the past ordeals; 2 million Armenians live elsewhere. The number of Czechs, Slovaks, and Armenians has more than doubled in 150 years, while the number of Russians has tripled; but where are the missing millions of Circassians?
"The Encyclopaedia Britannica", 11th edition (Cambridge 1911), divided the Armenian population equally between Russia and Turkey (little over a million in each empire), and numbered 216.950 Circassians (including Abkhaz etc.) in Russia. Again we must conclude, that about 1.5 million Circassians had been massacred or deported. This disaster exceeded both absolutely and proportionally whatever fell upon Armenians in 1915. Was it intentional? Yes. Was it ideological? Yes. The conquest and Christian colonization of the Middle East was expected not only by Germans, but by most Europeans during the 19th century, and the expulsion of Muslims from Europe was considered a historical necessity. Russia had practicized massacres and mass deportations in the Crimea and Caucasus, and "ethnically cleansed" Circassia specially in 1862-1864. During that period, Panslavists like Mikhail Katkov provided the Russian public with nationalistic excuses for what had started as imperial ambition ("Third Rome") and strategic interests ("Access to sea").
A vicious cycle was created and increased the stakes at both frontiers: the Caucasus, and the Balkans. Circassian refugees settled in the Balkans were provoked to commit the "Bulgarian atrocities", that inspired some of the Armenian revolutionaries. After the Balkan Wars, Muslim refugees were roaming in Anatolia, thus spreading terror, and hostility. This was exploited by Russia, at the cost of many innocent Armenians. The massacres of 1915 were a tip of the iceberg - the part best visible for Europeans, who had been actively seeking and expecting horror news to justify anti-Muslim prejudice, and to prevent interventions on behalf of Turkey, as had happened in the Crimean War of the 1850s.
Was it a genocide? That depends on the definition. Rather than of separate, selectively researched genocides, we should speak of a general genocidal tendency that affected many - both Muslim and Christian - people on a wide scene between 1856 and 1956, continuing in post-Soviet Russia until today.
Thema: Неизвестная грань Кавказской войны Di Aug 03, 2010 1:59 pm
Антон Суриков
Неизвестная грань Кавказской войны В 2004 году прошел юбилей одного из самых трагических событий в истории России. 140 лет назад - 21 мая 1864 года в урочище Кбаада (Красная Поляна) произошло сражение между царскими войсками и горцами-адыгами (черкесами), завершившее продолжавшуюся полвека Кавказскую войну.
В традиционной историографии принято считать, что ее начало приходится на 1817 год, однако единого мнения по этому поводу нет. Боевые столкновения случались задолго до указанной даты, а систематическое истребление горцев начинается с момента окончания русско-турецкой войны 1806-1812 годов. Так, царский генерал Власов за период 1812-1826 годы совершил несколько карательных экспедиций против адыгов, уничтожив десятки аулов, истребив в них всех жителей, включая женщин и детей. Таких примеров можно привести массу. За годы войны на земле адыгов произошли сотни трагедий, по масштабу не уступающих Хатыни времен Второй мировой войны. В ответ горцы во главе с наибом (наместником) имама Шамиля Магаметом-Амином совершали дерзкие набеги на казачьи станицы и русские крепости. Боевые действия то усиливались, то ослаблялись, в зависимости от финансовых возможностей царского режима. Однако режим никогда не собирался отказываться от военного пути решения проблемы. В отличие от других колониальных держав, которые помимо военных широко использовали экономические и политические методы, царизм в качестве способа борьбы с адыгским народом использовал геноцид. К середине войны русское командование разделило адыгов на три категории:
- покорных (кабардинцы);
- полупокорных («аристократические» племена Закубанья);
- непокорных («демократические» племена абадзехов, шапсугов и натухайцев).
Наиболее полному истреблению подверглись именно непокорные племена. Вследствие демократического внутреннего уклада они вызывали особую ненависть у самодержавного крепостнического Санкт-Петербурга. В качестве доказательства геноцида можно привести следующие данные по численности черкесского населения к началу русско-кавказской войны и через 5 лет после ее окончания:
- шапсугов было - 300000, осталось - 1983 человека;
- абадзехов - 260000, - 14660;
- натухайцев - 240000, - 175;
- темиргоевцев - 80000, - 3140;
- бжедугов - 60000, - 15263;
- махошевцев - 8000, - 1204;
- адамиевцев - 3000, - 230;
- убыхов -74000, - 0.
Из почти ста тысяч жанеевцев и хакучей не осталось ни одного живого человека.
К 1870 году на своей исторической родине в Закубанье и на черноморском побережье от Сочи до Анапы осталось не более 2% от довоенного числа адыгов. Подобного геноцида в истории колонизации чужих земель не проводила ни одна империя мира. Может быть кроме тогдашнего союзника царской России - «демократических» Соединенных Штатов: США в 19 веке почти полностью истребили американских индейцев. В 20 же веке даже гитлеровский холокост евреев и уничтожение армян в Османской империи не могут сравниться по своей жестокости с геноцидом адыгов. О том, что геноцид был целенаправленной политикой, говорят факты неоднократных отказов царского командования от каких-либо попыток установления мирных контактов с горцами. Царь лично отказался принять адыгов в российское подданство, хотя они постоянно искали у него защиты от произвола карателей. Лицемерной была и позиция Запада. Великобритания, Франция, Италия и Турция в основном ограничивались словесным осуждением геноцида горцев. Немцы и американцы вообще делали вид, что ничего не происходит. Правда, отдельные граждане европейских стран, зачастую на свой страх и риск, все же оказали адыгам реальную поддержку. Например, филантроп и ученый из Великобритании Дэвид Окарт, ставший автором национального флага Адыгеи. Но это была лишь частная инициатива, а не государственная политика.
По прошествии 140 лет, последствия геноцида по-прежнему дают о себе знать. Сегодня на западном Кавказе проживает 600 тысяч адыгов. Причем, в Закубанье и Причерноморье, подвергнувшихся геноциду, - только 160 тысяч. В тоже время за рубежом находятся почти два миллиона мухаджиров - потомков горцев, насильственно депортированных с родины. Из них 1.500.000 - в Турции (300.000 - в Стамбуле), 60.000 - в Сирии, 40.000 - в Иордании, 20.000 - в Германии, 5.000 - в США. Как минимум треть из них, при создании условий для возвращения, готова вернуться на свои земли. Другие, оставаясь в странах изгнания, где у них уже налажена жизнь, хотели бы в тоже время поддерживать более тесные связи с Адыгеей, включая получение гражданства и избирательного права. Однако, большая часть территории адыгов уже давно заселена казаками и другими лицами славянской национальности. А в последние 15-20 лет туда еще приехали 400.000 армян и других представителей народов Закавказья. Понятно, что все эти люди никакого отношения к геноциду 140-летней давности не имеют и вправе требовать учета своих законных интересов. Поэтому возвращение мухаджиров - это чрезвычайно деликатная задача.
Но решать ее рано или поздно придется. И это должно делать государство. Как известно, Германия признала ответственность за холокост и заплатила евреям внушительные компенсации. США также признали ответственность перед индейцами, которым выплачиваются субсидии из федерального бюджета и предоставляются значительные экономические преференции. Советский Союз после смерти Сталина осудил нарушение принципов «ленинской национальной политики» и содействовал возвращению репрессированных народов на родину. Наконец, одним из условий переговоров о приеме Турции в Евросоюз является признание ответственности за геноцид армян в 1915 году. Иными словами, это мировая практика. Но нас, к сожалению, она не касается. Российская Федерация отказывается официально признать ответственность за геноцид адыгов и принять действенные меры по преодолению его последствий и восстановлению справедливости.
Thema: Re: The Circassian Genocide Sa Sep 25, 2010 5:14 pm
Вот одна очень интересная историческая спрака наводящая на мысль о том что русско-черкесская война началась не в 1763 как некоторые считают а гораздо раньше когда русские организовали карательный Кубанский поход под предводительством казанского губернатора П.М. Апраксина 01.01.1711 года.
Более успешными были действия против черкесских таpтар. Еще 1 января 1711 г. было принято решение об организации похода на Кубань, который возглавил казанский губернатор П.М. Апраксин. 13 мая 3 пехотных и 3 драгунских полка (6286 человек) вышли из Казани. В Царицыне к ним присоединились саратовские и симбирские дети боярские, царицынские и астраханские городовые люди и яицкие казаки. Позднее подошло 20 тыс. калмыков тайши Аюки.
17 августа П.М. Апраксин вышел из Азова и двинулся на юг. 26 августа была разорена ставка нуреддина Бахти-Гирея - Копыл. В победной реляции П.М. Апраксин сообщил, что было побито 11 460 черкесских таpтар, а 21 тыс. - взята в плен. Неприятеля преследовали вдоль по течению Кубани на протяжении 100 верст, более 6 тыс. черкесских таpтар утонуло в реке. 6 сентября 1711 г. русские и калмыки разбили войско Бахти-Гирея из 7 тыс. черкесских таpтар и 4 тыс. казаков-некрасовцев. Был отбит русский полон в 2 тыс. человек. Однако поход завершить не удалось: известие о заключении Прутского мира заставило П.М. Апраксина вернуться в Азов[36].
Успех Кубанского похода не повлиял на общий неблагоприятный для России ход военных действий в Прутской кампании 1711 г. Надо сказать, что войска Девлет-Гирея практически не участвовали в ходе прямых боевых действий на Пруте, выполняя лишь вспомогательные функции: вести регулярные бои татарская конница была не в состоянии. Но тем не менее она блестяще справилась с задачей нападения на коммуникации армии Петра I и Б.П. Шереметева, практически прервав подвоз к ней продовольствия, фуража и боеприпасов *Губернатор Казани П.М. Апраксин по своей ограничености в науке "Этнография"имел привычку называть все нерусские народы таpтарами что в свою очередь внёс большую путаницу в среде историков по вопросу даты начала русско-черкесской войны.