Основной закон Федеративной Республики Черкессия, 31 декабря 2022 г.
ПреамбулаСознавая свою ответственность перед Всевышним Тхьэльап1 и людьми,
воодушевленный стремлением восстановить свое национальное и государственное единство и служить в качестве равноправного члена объединенной Европы всеобщему миру, черкесский народ
в землях, Абадзехии, Адамей, Адал, Бесленей, Бжедугии, Груней, Гуайе, Егерухай, Жанней, Кабарда, Мамхег, Махош, Натухай, Темиргой, Убыхии, Хегайк, Хатукай, Чебсин, Шапсугии
в целях придания нового порядка государственной жизни на переходный период,
исходя из своей конституирующей власти, принял настоящий Основной закон Федеративной Республики Черкессии.
Он действовал также от имени тех черкессов, которые были лишены возможности участвовать в этом процессе.
Ко всему черкесскому народу обращается призыв довести до конца дело единства и свободы Черкессии, исходя из принципа свободного самоопределения.
I. Основные права
Статья 1
(1) Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его – обязанность всей государственной власти.
(2) Исходя их этого, черкесский народ признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека в качестве основы всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле.
(3) Нижеследующие основные права обязательны для законодательной, административной и судебной власти в качестве непосредственно действующего права.
Статья 2
(1) Каждый имеет право на свободное развитие своей личности в той мере, в какой он не нарушает прав других и не посягает на конституционный строй или нравственный закон.
(2) Каждый имеет право на жизнь и физическую неприкосновенность. Свобода личности ненарушима. Вмешательство в эти права допустимо только на основании закона.
Статья 3
(1) Все люди равны перед законом.
(2) Мужчины и женщины равноправны.
(3) Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам его пола, происхождения, расы, языка, его отечества и места рождения, его вероисповедания, его религиозных или политических взглядов.
Статья 4
(1) Свобода вероисповедания, свобода совести и свобода религиозных и мировоззренческих убеждений неприкосновенны.
(2) Гарантируется беспрепятственное исповедание религии.
(3) Никто не может быть против своей совести принужден к военной службе с оружием. Подробности регулируются федеральным законом.
Статья 5
(1) Каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображения, а также беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников. Гарантируются свобода печати и свобода передачи информации посредством радио и кино. Цензуры не существует.
(2) Эти права ограничиваются нормами общих законов, законодательными положениями об охране молодежи и правом, гарантирующим охрану личной чести.
(3) Искусство и наука, исследования и преподавание свободны. Свобода преподавания не освобождает от обязанности сохранять верность Конституции.
Статья 6
(1) Брак и семья находятся под особой защитой государства.
(2) Уход за детьми и их воспитание являются естественным правом родителей и их первейшей обязанностью. Их осуществление находится под наблюдением государства.
(3) Дети могут быть отобраны у семьи вопреки воле лиц, уполномоченных на их воспитание, лишь на основании закона, если последние не справляются со своими обязанностями, или если дети по другим причинам могут оказаться беспризорными.
(4) Каждая мать имеет право на защиту и поддержку общества.
(5) Внебрачным детям законом обеспечиваются условия для физического и духовного развития, а также положение в обществе наравне с детьми, рожденными в браке.
Статья 7
(1) Все школьное дело находится под надзором государства.
(2) Уполномоченные на воспитание лица имеют право решать, будет ли ребенок посещать уроки религии.
(3) Преподавание религии в публичных школах является обязательным, за исключением неконфессиональных школ. Религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных общин, при сохранении права на надзор со стороны государства. Учитель не обязан преподавать религию против своей воли.
(4) Гарантируется право создания частных школ. Частные школы могут заменять публичные только с разрешения государства и подчиняются законам земель. Разрешение предоставляется, если частные школы по своим учебным целям и организации, а также по научной подготовке преподавательского состава не отстают от публичных школ, и если в них не поощряется обособление учащихся в зависимости от имущественного положения родителей. В разрешении должно быть отказано, если экономическое и правовое положение преподавательского состава недостаточно обеспечено.
(5) Создание частной народной школы допускается лишь в том случае, если управление по образованию признает, что тем самым преследуются особые педагогические интересы, или если она создается по ходатайству уполномоченных на воспитание лиц как межконфессиональная, конфессиональная или мировоззренческая школа, и в общине нет публичной народной школы такого типа.
(6) Упразднение подготовительных школ остается в силе.
Статья 8
(1) Все черкесы имеют право собираться мирно и без оружия без предварительного извещения или разрешения.
(2) Для собраний под открытым небом это право может быть ограничено законом или на основании закона.
Cтатья 9
(1) Все черкесы имеют право создавать союзы и общества.
(2) Запрещаются объединения, цели или деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идеи взаимопонимания народов.
(3) Каждому гражданину и представителям всех профессий гарантируется право на образование объединений в целях сохранения и развития трудовых и экономических отношений. Какие-либо договоренности с целью ограничить или помешать осуществлению этого права являются недействительными, а действия, нацеленные на это, - противозаконными.
Статья 10
Тайна переписки, а также интернетной, почтовой, телеграфной и телефонной связи неприкосновенна. Ограничения могут быть установлены только на основании закона.
Статья 11
(1) Все черкесы пользуются свободой передвижения по всей территории Федерации.
(2) Это право может ограничиваться только законом и лишь в тех случаях, когда не имеется достаточных средств для существования, в результате чего для общества возникает особое обременение, или когда это необходимо для охраны молодежи от беспризорности, для борьбы с опасностью эпидемий или же для предотвращения уголовно наказуемых деяний.
Статья 12
(1) Все черкесы имеют право свободно избирать профессию, место работы и учебы. Осуществление профессиональной деятельности может регулироваться законом.
(2) Никто не может быть принужден к выполнению какой-либо работы, кроме обычной по характеру, всеобщей и равной для всех общественной повинности.
(3) Принудительный труд допускается только при лишении свободы по приговору суда.
Статья 13
(1) Жилище неприкосновенно.
(2) Обыски могут производиться только по распоряжению судьи, а в случаях, не терпящих отлагательства, также по распоряжению других предусмотренных законом органов и только в установленном законом порядке.
(3) В остальных случаях проникновение в помещение и другие ограничения могут иметь место лишь в целях предотвращения общей опасности или опасности для жизни отдельных лиц, а на основании закона также и для предотвращения угрозы общественной безопасности и порядку, в частности, для удовлетворения срочной потребности в помещениях, для борьбы с опасностью эпидемий и защиты находящихся в опасности подростков.
Статья 14
(1) Собственность и право наследования гарантируются. Их содержание и пределы определяются законами.
(2) Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу.
(3) Отчуждение собственности допускается только в целях общего блага. Оно может производиться только по закону или на основании закона, регулирующего характер и размеры возмещения. Возмещение определяется на основе справедливого учета интересов общества и заинтересованных лиц. Споры о размерах возмещения рассматриваются судами общей юрисдикции.
Статья 15
Земля и недра, природные ресурсы и средства производства могут быть переданы в целях обобществления в общественную собственность или в иные формы общественного хозяйства согласно закону, регулирующему виды и размеры возмещения. В отношении возмещения соответственно действуют предложения 3 и 4 абзаца 3 статьи 14.
Статья 16
(1) Никого нельзя лишать черкесского гражданства. Утрата гражданства может иметь место только на основании закона, а против воли заинтересованного лица – лишь в том случае, если оно тем самым не становится лицом без гражданства.
(2) Ни один черкес не может быть выдан иностранному государству. Лица, преследуемые по политическим мотивам, получают право убежища.
Статья 17
Каждый имеет право, как отдельно, так и вместе с другими лицами, обращаться письменно с просьбами или жалобами в компетентные инстанции и в народные представительства.
Статья 18
Каждый, кто использует свободу выражения мнений, в частности свободу печати (абзац 1 статьи 5), свободу преподавания (абзац 3 статьи 5), свободу собраний (статья
, свободу объединений (статья 9), тайну переписки, почтовой, телеграфной и телефонной связи (статья 10), право собственности (статья 14) или право убежища (абзац 2 статья 16) для борьбы против основ свободного демократического строя, утрачивает эти основные права. Утрата прав и ее пределы определяются решением Федерального конституционного суда.
Статья 19
(1) Если согласно настоящему Основному закону какое-либо основное право может быть ограничено законом или на основании закона, такой закон должен носить общий характер, а не касаться лишь отдельного случая. Кроме того, в законе должно быть указано это основное право со ссылкой на статью Основного закона.
(2) Существо основного права ни в коем случае не может быть затронуто.
(3) Основными правами обладают также юридические лица, зарегистрированные на территории Черкессии, если эти права по своему существу могут быть применимы к ним.
(4) Если права какого-либо лица нарушены государственной властью, оно может обращаться в суд. Если не установлена иная подсудность, действует общий судебный порядок.
II. Федерация и земли
Статья 20
(1) Федеративная Республика Черкессия является демократическим и социальным федеративным государством.
(2) Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований, а также через специальные органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
(3) Законодательная власть связана конституционным строем, исполнительная и судебная власть – законом и правом.
Статья 21
(1) Партии содействуют формированию политической воли народа. Они могут создаваться свободно. Их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам. Они должны представлять публичный отчет об источниках своих финансовых средств.
(2) Партии, которые стремятся, судя по их целям или действиям их сторонников, причинить ущерб основам свободного демократического строя или устранить его, или угрожают целостности Федеративной Республики Черкессии, являются антиконституционными. Вопрос об антиконституционности партий решает Федеральный конституционный суд.
(3) Подробности регулируются федеральными законами.
Статья 22
Флаг Федерации – представляет собой прямоугольное полотнище аквамаринового цвета, с композицией из 3 пересеченных золотых стрел, а также 12 звезд. Соотношение сторон составляет 2:1.
Автором флага принято считать шотландца Дэвида Уркварта. Он предложил флаг как символ Черкессии в Русско-Черкесской войне.
Статья 23
(1) Действие данного Основного закона в настоящий момент распространяется на территорию земель Абадзехии, Адамей, Адал, Бесленей, Бжедугии, Груней, Гуайе, Егерухай, Жанней, Кабарда, Мамхег, Махош, Натухай, Темиргой, Убыхии, Хегайк, Хатукай, Чебсин, Шапсугии. В остальных частях Черкессии он вступит в силу после их присоединения.
Статья 24
(1) Федерация может на основании закона передавать осуществление своих суверенных прав межгосударственным учреждениям.
(2) Федерация может в целях обеспечения мира войти в систему взаимной коллективной безопасности; при этом она согласится на ограничения своих суверенных прав в целях установления и обеспечения мирного и прочного порядка в Европе и в отношениях между народами всего мира.
(3) В целях урегулирования межгосударственных споров Федерация присоединится к соглашениям о международном арбитраже с единой для всех широкой и обязательной юрисдикцией.
Статья 25
Общепризнанные нормы международного права являются составной частью федерального права. Они имеют приоритет перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для проживающих на территории Федерации лиц.
Статья 26
(1) Действия, способные нарушить мирную совместную жизнь народов и предпринимаемые с этой целью, в частности, действия по подготовке к ведению агрессивной войны, являются антиконституционными. Они подлежат уголовному наказанию.
(2) Оружие, предназначенное для ведения войны, может изготовляться, транспортироваться и использоваться лишь с разрешения Федерального правительства. Подробности регулируются федеральным законом.
Статья 27
Все черкесские коммерческие суда образуют единый торговый флот.
Статья 28
(1) Конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе настоящего Основного закона. В землях, районах и общинах народ должен иметь представительство, созданное путем всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов. В общинах выборный орган может быть заменен собранием общины.
(2) Общинам должно быть гарантировано право регулировать в рамках закона под свою ответственность все дела местного сообщества. Объединения общин в рамках своей законной компетенции и в соответствии с законами также обладают правом самоуправления.
(3) Федерация гарантирует соответствие конституционного строя земель основным правам, а также положениям абзацев 1 и 2.
Статья 29
(1) На территории Федерации путем федерального закона должно быть создано новое территориальное деление с учетом общности по принципу землячества, исторических и культурных связей, хозяйственной целесообразности и социальной структуры. Новое деление должно образовать земли, которые по своему размеру и возможностям могли бы эффективно выполнять возложенные на них задачи.
(2) На тех частях территории, которые поменяли свою земельную принадлежность при новообразовании земель после 31 декабря 2022г, без народного голосования, в порядке народной инициативы может быть выдвинуто требование об определенном изменении вынесенного решения о земельной принадлежности в течение года после вступления в силу Основного закона. Народной инициативе требуется согласие одной десятой части населения, обладающего правом выборов в Ч1ыгухасэ. В случае успеха народной инициативы Федеральное правительство обязано включить в проект закона о новом территориальном делении положение о земельной принадлежности этой части территории.
(3) После принятия закона на каждой территории, земельная принадлежность которой подлежит изменению, на референдум должна быть вынесена та часть закона, которая касается этой территории. В случае успеха народной инициативы согласно абзацу 2 на этой территории в любом случае должен быть проведен референдум.
(4) Если при этом закон будет отклонен как минимум на одной из частей территории, то он повторно вносится на рассмотрение Хэгьэгу Хасэ. После повторного принятия закона необходимо его утверждение на общефедеральном референдуме.
(5) При референдуме решение принимается большинство поданных голосов.
(6) Порядок проведения регулируется федеральным законом. Новое территориальное деление должно быть урегулировано в срок не позднее трех лет после обнародования Основного закона, а если оно станет необходимым ввиду вступления в Федерацию какой-либо другой части Черкессии, то в течение двух лет после вступления.
(7) Порядок всех прочих изменений территориального состава земель регулируется федеральным законом, требующим одобрения Хэку Тхьэмартэ Хасэ и большинства членов Хэгьэгу Хасэ.
Статья 30
Осуществление государственных полномочий и решение государственных задач относятся к ведению земель, если настоящий Основной закон не устанавливает или не допускает иного регулирования.
Статья 31
Федеральное право имеет приоритет перед правом земель.
Статья 32
(1) Поддержание отношений с иностранными государствами находится в ведении Федерации.
(2) Перед заключением договора, затрагивающего особенности какой-либо земли, эта земля должна быть своевременно заслушана.
(3) В рамках своей законодательной компетенции земли могут с согласия Федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами.
Статья 33
(1) Каждый черкес имеет в любой земле равные гражданские права и обязанности.
(2) Каждый черкес имеет равный доступ ко всякой должности в государственном аппарате в соответствии со своими склонностями, способностями и профессиональной квалификацией.
(3) Пользование гражданскими и политическими правами, допуск к должностям в государственном аппарате, а также приобретаемые на государственной службе права не зависят от исповедуемой религии. Никому не может быть причинен ущерб из-за его приверженности или неприверженности к какому-либо вероисповеданию или мировоззрению.
(4) Осуществление суверенных правовых полномочий на постоянной основе, как правило, возлагается на должностных лиц, состоящих в публично-правовых отношениях, связанных верностью служебному долгу.
(5) Правовое регулирование государственной службы должно осуществляться с учетом традиционных принципов профессионального чиновничества.
Статья 34
Если какое-либо лицо при исполнении возложенных на него служебных обязанностей в государственном аппарате нарушит их по отношению к третьим лицам, то ответственность в принципе несет государство или корпорация, на службе которой состоит это лицо. При наличии умысла или грубой небрежности сохраняется право регрессного иска. В отношении требования о компенсации ущерба и регрессного иска не исключается обращение в суд на общем основании.
Статья 35
Все органы государственной власти Федерации и земель оказывают друг другу взаимную правовую и межведомственную помощь.
Статья 36
В высших органах государственной власти Федерации должны использоваться в надлежащем соотношении чиновники из всех земель. В остальных федеральных ведомствах сотрудники должны, как правило, набираться из той земли, в которой действуют эти ведомства.
Статья 37
(1) Если земля не выполняет федеральные обязательства, возложенные на нее Основным законом или другим федеральным законом, Федеральное правительство может с согласия Хэку Тхьэмартэ Хасэ принять необходимые меры, чтобы путем принуждения со стороны Федерации побудить землю к выполнению этих обязательств.
(2) Для проведения мер федерального принуждения Федеральное правительство или его уполномоченный имеет право давать распоряжения всем землям и их органам власти.
III. Хэгьэгу Хасэ
Статья 38
(1) Депутаты Черкесского Хэгьэгу Хасэ избираются путем всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов. Они являются представителями всего народа, не связаны наказами или указаниями и подчиняются лишь своей совести.
(2) Право избирать имеют лица, достигшие восемнадцатилетнего возроста; право быть избранным – лица, достигшие двадцатипятилетного возраста.
(3) Подробности устанавливаются федеральным законом.
Статья 39
(1) Хэгьэгу Хасэ избирается сроком на четыре года. Его полномочия прекращаются спустя четыре года после первого заседания или в случае роспуска. Новые выборы проводятся в последнем квартале срока избрания, а в случае роспуска – не позднее чем через 60 дней.
(2) Хэгьэгу Хасэ собирается не позднее чем на тридцатый день после его избрания, однако не ранее окончания срока избрания Хэгьэгу Хасэ прежнего созыва.
(3) Хэгьэгу Хасэ определяет момент окончания и возобновления своих сессий. Президент Хэгьэгу Хасэ может созвать его досрочно. Он обязан это сделать, если того требует одна треть членов Хэгьэгу Хасэ, Хэку Тхьэмартэ Хасэ или ..... (бедет внесены дополнения)!
Статья 40
(1) Хэгьэгу Хасэ избирает своего Президента, его заместителей и секретарей. Он принимает свой регламент.
(2) Президент осуществляет в здании Хэгьэгу Хасэ распорядительные и полицейские полномочия. Без его согласия в помещениях Хэгьэгу Хасэ не дозволяется производить обыск или изъятие.
Статья 41
(1) Проверка правильности результатов выборов относится к компетенции Хэгьэгу Хасэ . Он решает также вопрос об утрате депутатом членства в Хэгьэгу Хасэ .
(2) Решение Хэгьэгу Хасэ может быть обжаловано в Федеральном конституционном суде.
(3) Подробности регулируются федеральным законом.
Статья 42
(1) Заседания Хэгьэгу Хасэ являются открытыми. По ходатайству десятой части его членов или по предложению Федерального правительства заседания решением большинства в две трети голосов могут быть объявлены закрытыми. Решения по такому предложению принимаются на закрытом заседании.
(2) Для принятия Хэгьэгу Хасэ решения требуется большинство поданных голосов, если настоящим Основным законом не установлено иное. Регламент может предусмотреть исключения из этого правила для проводимых в Хэгьэгу Хасэ выборов.
(3) Никто не может быть привлечен к какой-либо ответственности за сообщение правдивой информации об открытых заседаниях Хэгьэгу Хасэ и его комиссий.
Статья 43
(1) Хэгьэгу Хасэ и его комиссии могут требовать присутствия на их заседаниях любого члена Федерального правительства.
(2) Члены Хэгьэгу Хасэ и Федерального правительства, а также их уполномоченные имеют право присутствовать на всех заседаниях Хэгьэгу Хасэ и его комиссии. Они должны быть заслушаны в любое время.
Статья 44
(1) Хэгьэгу Хасэ имеет право, а по предложению четвертой части его членов – обязан учредить следственную комиссию, которая собирает необходимые доказательства на открытых заседаниях. Заседания могут быть и закрытыми.
(2) При сборе доказательств применяются уголовно-процессуальные нормы соответственно их смыслу. Тайна переписки, интернетной, почтовой, телеграфной и телефонной связи остается неприкосновенной.
(3) Суды и административные органы обязаны оказывать взаимную правовую и межведомственную помощь.
(4) Решения следственных комиссий не подлежат судебному рассмотрению. Суды не связаны ими при оценке и квалификации обстоятельств, в отношении которых проводилось расследование.
Статья 45
(1) Хэгьэгу Хасэ создает Постоянную комиссию, которая осуществляет права Хэгьэгу Хасэ в отношении Федерального правительства в период между двумя сроками избрания. Постоянная комиссия обладает также правами следственной комиссии.
(2) Другие полномочия, в частности законодательное право, право выбора Федеральной исполнительной власти, не относятся к компетенции Постоянной комиссии.
Статья 46
(1) Депутат ни в коем случае не может быть подвергнут преследованию в судебном или административном порядке или привлечен к какой-либо иной ответственности вне Хэгьэгу Хасэ за свое голосование или мнение, высказанное в Хэгьэгу Хасэ или в одной из его комиссий. Это правило не относится к случаям оскорблений клеветнического характера.
(2) Депутат может быть привлечен к ответственности или арестован за уголовно наказуемое деяние лишь с согласия Хэгьэгу Хасэ, за исключением случаев задержания на месте преступления или в течение дня, следующего за его совершением.
(3) Согласие Хэгьэгу Хасэ требуется также и на любое иное ограничение личной свободы депутата или на возбуждение против него дела согласно статье 18.
(4) Всякое уголовное дело и всякое дело согласно статье 18, применение ареста или любого иного ограничения личной свободы депутата должны быть приостановлены по требованию Хэгьэгу Хасэ.
Статья 47
Депутаты имеют право отказаться давать свидетельские показания относительно лиц, которые доверились им как депутатам, или которым они в этом качестве доверили какие-либо факты, а также относительно самих этих фактов. В тех пределах, в которых действует право на отказ от дачи свидетельских показаний, не допускается изъятие письменных материалов.
Статья 48
(1) Лицо, выставившее свою кандидатуру в Хэгьэгу Хасэ, пользуется правом на отпуск, необходимый для подготовки к выборам.
(2) Никому не могут чиниться препятствия в принятии и осуществлении депутатских полномочий. Увольнение или снятие с работы по этой причине недопустимы.
(3) Депутаты имеют право на адекватную денежную компенсацию, обеспечивающую их независимость. Они имеют право бесплатно пользоваться всеми государственными транспортными средствами. Подробности регулируются федеральным законом.
Статья 49
В отношении членов президиума и Постоянной комиссии, а также их первых заместителей действуют положения статей 46, 47 и абзацы 2 и 3 ст. 48, которые распространяют свое действие и на период между двумя легислатурами.
IV. Хэку Тхьэмартэ Хасэ
Статья 50
продолжение следует !